Очень легко обвинять других, что они “слились”, перестали решать свои проблемы и отказались от работы над собой.
Нередко этим грешат именно представители помогающих профессий (к примеру, психологи), ругая своих же клиентов.
Конечно, далеко не все делают это открыто — многие возмущаются втихаря, в перерывах между консультациями, и внутри сидит протест:
“Какого же черта они не работают!? Я им и то, и это… И тут всё сказал, и там всё подсказал… А они всё равно — не хотят ничего делать, сливаются…”
Почему такое случается?
Не буду писать длинные трактаты, а обозначу тезисно то, что увидел сам за многие годы практики.
Вариант 1: психолог сам не поработанный
Не проработанный — значит живущий и работающий с клиентами, исходя из собственных психологических травм.
По-хорошему там самого / саму себя нужно привести в порядок, а уж потом браться других консультировать и психотерапевтировать)
Не вдаваясь в детали, в качестве одного из типичных примеров можно назвать “психолога-спасателя”, которому нужны не столько результаты клиентов, сколько “аплодисменты”, т.е. максимальное восхищение и одобрение от них в свой адрес.
Вариант 2: психолог плохо понимает, как устроена психика его клиентов
В целях упрощения и сохранения краткости, обозначу лишь некоторые моменты. Итак, многие клиенты:
1. Хотят “волшебную таблетку”.
Тут всё понятно — клиент хочет, а психолог понимает, что так не бывает.
Но, вместо того, чтобы адекватно подсветить человеку этот момент, начинает на него злиться и обвинять.
2. Боятся значительного объёма работы (психологической).
Покажите мне человека, который бы с удовольствием регулярно платил деньги на протяжение многих месяцев и лет, и вдобавок с огромным энтузиазмом работал бы со своей психикой.
Что-то из разряда ненаучной фантастики.
И здесь, вместо того, чтобы учесть данный факт и выстраивать свою работу более профессионально, помогая человеку быстрее, психолог или психотерапевт сетует на “ленивого” клиента.
3. Хотят решить слишком широкую проблему.
Многие люди (особенно ярко выраженные логики) говорят о проблеме очень обобщенно.
От частного они переходят к общему и пытаются взяться за решение ситуации сразу на стратегическом уровне.
Если специалист хорошо разбирается в вопросах функционирования психики, то пояснит клиенту, что далеко не всегда это лучший подход, а главное — понятно и убедительно это аргументирует.
Вместо этого, многие, как вы уже могли догадаться, начинают возмущаться тем, что у клиента завышенные ожидания, неадекватное восприятие ситуации и т.п.
Между тем, если ясно понимать, как всё устроено в работе психолога с клиентом, становится совершенно очевидно, почему многие оказываются в той самой ситуации из заголовка.
Да, с одной стороны, шаг вперед вроде бы и сделан, а с другой — все изменения, полученные на этом шаге разом перечеркиваются двумя шагами назад, которые делают многое люди, столкнувшись с трудностями в работе со специалистом.
Специалистом, который, как минимум может находиться “под воздействием” вариантов 1 и 2, кратко рассмотренных выше (а, нередко и чего-то ещё).
Поэтому важно не просто вести человека “железной рукой к счастью”, а глубоко понимать происходящие процессы и помогать клиенту, опираясь как на универсальные особенности функционирования психики, так и на сильные стороны данного конкретного человека вместо того, чтобы возмущаться его “ленью”, “завышенными ожиданиями” или “нежеланием работать над собой”.
Да, звучит просто и где-то даже банально, однако многие ли специалисты способны поступать именно так?…
Пишите по вопросам консультаций и психотерапии, подписывайтесь на Telegram-канал: