Очень легко обвинять других, что они “слились”, перестали решать свои проблемы и отказались от работы над собой.

Нередко этим грешат именно представители помогающих профессий (к примеру, психологи), ругая своих же клиентов.

Конечно, далеко не все делают это открыто — многие возмущаются втихаря, в перерывах между консультациями, и внутри сидит протест:

“Какого же черта они не работают!? Я им и то, и это… И тут всё сказал, и там всё подсказал… А они всё равно — не хотят ничего делать, сливаются…”

Почему такое случается?

Не буду писать длинные трактаты, а обозначу тезисно то, что увидел сам за многие годы практики.

Вариант 1: психолог сам не поработанный

Не проработанный — значит живущий и работающий с клиентами, исходя из собственных психологических травм.

По-хорошему там самого / саму себя нужно привести в порядок, а уж потом браться других консультировать и психотерапевтировать)

Не вдаваясь в детали, в качестве одного из типичных примеров можно назвать “психолога-спасателя”, которому нужны не столько результаты клиентов, сколько “аплодисменты”, т.е. максимальное восхищение и одобрение от них в свой адрес.

Вариант 2: психолог плохо понимает, как устроена психика его клиентов

В целях упрощения и сохранения краткости, обозначу лишь некоторые моменты. Итак, многие клиенты:

1. Хотят “волшебную таблетку”.

Тут всё понятно — клиент хочет, а психолог понимает, что так не бывает.

Но, вместо того, чтобы адекватно подсветить человеку этот момент, начинает на него злиться и обвинять.

2. Боятся значительного объёма работы (психологической).

Покажите мне человека, который бы с удовольствием регулярно платил деньги на протяжение многих месяцев и лет, и вдобавок с огромным энтузиазмом работал бы со своей психикой.

Что-то из разряда ненаучной фантастики.

И здесь, вместо того, чтобы учесть данный факт и выстраивать свою работу более профессионально, помогая человеку быстрее, психолог или психотерапевт сетует на “ленивого” клиента.

3. Хотят решить слишком широкую проблему.

Многие люди (особенно ярко выраженные логики) говорят о проблеме очень обобщенно.

От частного они переходят к общему и пытаются взяться за решение ситуации сразу на стратегическом уровне.

Если специалист хорошо разбирается в вопросах функционирования психики, то пояснит клиенту, что далеко не всегда это лучший подход, а главное — понятно и убедительно это аргументирует.

Вместо этого, многие, как вы уже могли догадаться, начинают возмущаться тем, что у клиента завышенные ожидания, неадекватное восприятие ситуации и т.п.

Между тем, если ясно понимать, как всё устроено в работе психолога с клиентом, становится совершенно очевидно, почему многие оказываются в той самой ситуации из заголовка.

Да, с одной стороны, шаг вперед вроде бы и сделан, а с другой — все изменения, полученные на этом шаге разом перечеркиваются двумя шагами назад, которые делают многое люди, столкнувшись с трудностями в работе со специалистом.

Специалистом, который, как минимум может находиться “под воздействием” вариантов 1 и 2, кратко рассмотренных выше (а, нередко и чего-то ещё).

Поэтому важно не просто вести человека “железной рукой к счастью”, а глубоко понимать происходящие процессы и помогать клиенту, опираясь как на универсальные особенности функционирования психики, так и на сильные стороны данного конкретного человека вместо того, чтобы возмущаться его “ленью”, “завышенными ожиданиями” или “нежеланием работать над собой”.

Да, звучит просто и где-то даже банально, однако многие ли специалисты способны поступать именно так?…

Пишите по вопросам консультаций и психотерапии, подписывайтесь на Telegram-канал:

Написать в Telegram Написать в Telegram
Написать в WhatsApp Написать в WhatsApp
Психолог Дмитрий Науменко в Telegram Мой Telegram-канал