Давайте с самого начала всё упростим и дадим максимально краткое и понятное определение референтной группы.

Референтная группа — это реальная или воображаемая группа людей, нормы и ценности которых служат эталоном для данного конкретного человека.

Иными словами, человек в большинстве своих жизненных ситуаций так или иначе, больше или меньше, но сопоставляет свои действия мысли и чувства с действиями, мыслями и чувствами членов своей референтной группы.

Допустим, если одной из таких групп является наша семья (а это почти наверняка так), в любой мало-мальски серьёзной ситуации, вы будете осознанно или нет прикидывать:

  • «А как бы поступила в этом случае моя мать…?»
  • «А что бы сказал на это отец…?»
  • «А что могла бы посоветовать сестра…?»
  • «А одобрила бы это моя старенькая любимая бабушка…?» 
  • И так далее…

Это прямолинейные примеры, которые демонстрируют саму концепцию.

Конечно, всё может быть гораздо тоньше, а сами вопросы  — абсолютно иными. Но.

Главным остается то, что мы при принятии казалось бы, своих собственных «взрослых» решений, практически никогда не можем принять их полностью самостоятельно, без оглядки на важные для нас социальные группы — будь это члены нашей семьи, либо более отдалённые группы, вроде «коллеги по работе», «мамочки во дворе» или «ценители зимнего отдыха в Польше».

Вопрос лишь в том, насколько вы сами себя отождествляете с людьми, которые входят в этим самые группы. И здесь начинается самое интересное.

Многочисленные психологические словари и т.п. издания практически в один голос говорят нам о том, что принятие групповых ценностей и норм — это выбор человека.

Мол, если человек на захочет, то он не станет считать какую-то конкретную группу людей важной для себя.

С одной стороны это верно. Человек обладает возможностью выбирать и силой воли. Однако здесь есть такое огромное жирное НО, которое практически перечеркивает возможные сознательные действия и усилия человека.

Представьте, что человек является членом экипажа танка. Самого настоящего танка. Кроме него в этом металлическом корпусе сидит ещё 4 человека, и деться от них просто некуда. Ни сегодня, ни завтра, ни даже через месяц. 

Им нужно вместе, бок о бок пройти солидный путь во времени и пространстве (допустим, освободить Будапешт, или взять Берлин).

Пытаться сидеть на броне — не вариант, могут подстрелить, поэтому почти всё время приходится коротать в компании еще 4 танкистов. Как вы думаете, станут ли они референтной группой для этого человека?

Даю процентов девяносто, что Да. И это, увы, не всегда хорошо.

Обычно в жизни мы имеем выбор и ничто особенно не мешает нам его делать — в этом случае мы действительно можем самостоятельно и осмысленно выбирать группы, на ценности и нормы которых будем ориентироваться.

К примеру, понравились нам наши коллеги по работе — отлично. Работаем и радуемся, что рядом люди, с которыми вам есть о чем поговорить и о чем помолчать.

Чувствуете, что никак не срастается, что все эти люди и даже сама организация — словно из другого теста? Никаких проблем — перемещаетесь в другое место.

Т.е. в общем случае вопрос решить довольно просто.

Другое дело, если вы «танкист», и выбраться вам особенно некуда. В основном так происходит в семье, поэтому мы естественным образом делаем её своей первичной референтной группой.

Даже в тех случаях, когда, может быть, и не стоило бы.

В семье мы впитываем максимум того, с чем дальше идём по жизни — начиная с базового мировоззрения и моральных норм, и заканчивая многочисленными мелкими привычками, ритуалами и т.д.

При этом есть ещё и вторичные референтные группы, которыми мы постепенно «обрастаем», нарабатывая все больше и больше своего собственного жизненного опыта.

Они оказывают на нас уже гораздо меньше влияния, однако, по совокупности оно, порой, сопоставимо с семейным. 

Это могут быть уже упомянутые выше коллеги по работе, «мамочки на площадке», группа, в которой вы занимаетесь йогой, дачники, собачники и даже болельщики ЦСКА.

Безусловно, наличие референтных групп позволяет человеку снять с себя необходимость постоянно совершать множество микро-выборов, ведь каждый выбор — это интеллектуальная работа, порой тяжелая.

В этом плане референтные группы несут большое благо, т.к. позволяют человеку следовать уже проторенными путями.

Он заведомо знает, как и на что следует реагировать, как поступить в таком случае, как в этом, а где и вовсе не нужно ничего делать. Во многих случаях отпадают вопросы не только интеллектуального выбора, но и морального.

Если в какой-то общности людей уже выработаны определенные нормы отношения и поведения, нам уже не нужно задумываться о категориях «правильно-неправильно», «хорошо-плохо», «этично-неэтично» и т.д.

Всё уже решено и отлажено, поэтому в данной конкретной среде мы можем использовать уже готовые шаблоны даже для нравственных выборов.

Однако, при наличии существенных выгод для человека, референтные группы несут в себе и очень серьезный недостаток: мы часто реагируем по шаблонам, которые мы не выбирали, и которые лишь отдаляют нас от наших истинных жизненных целей (которые, кстати, тоже необходимо прояснять для самих себя).

По сути мы уподобляемся посетителям какого-нибудь Макдоналдса, которые едят весь этот генно-модифицированный мусор. Нас спрашивают: «А зачем вы это едите? Это же вредно, небезопасно». А мы в ответ: «А что, разве можно есть что-то другое?»

Да, можно. Есть фермеры, есть нормальные рынки. На худой конец, есть Избёнка, Вкусвилл, Агрокомплекс и т.д. Оказывается, можно есть нормальную еду. Но мы просто не знали.

Так же и здесь — мы часто на автомате действуем, думаем и чувствуем так, что это ведет к неблагоприятным последствиям в нашей жизни, будь то отношения, физическая форма, психическое здоровье, способность достигать целей и т.д.

Мы делаем «раз-два-три» потому что элементарно не знаем что можно делать «а-б-в». 

Часто мы даже не знаем о том, насколько нам необходимы изменения. А если и знаем, то понятия не имеем, как именно подступиться к тому или иному вопросу.

В этом заключается огромная проблема референтных групп. Поэтому, во-первых, необходимо понять, какие группы для нас сейчас являются референтными.

Затем разложить по полочкам, что именно они привносят в нашу жизнь и какое влияние оказывают. И наконец, суметь выйти из под их влияния, если оно разрушает нашу жизнь и нашу душу. 

Да, это не самый простой путь, однако на него точно стоит вступить, чтобы прожить свою собственную жизнь и быть счастливым, а не оказаться навсегда зажатым в тисках чужого мировоззрения и ценностей.

Пишите по вопросам консультаций и сопровождения, подписывайтесь, добавляйтесь в друзья:

Консультации и сопровождение - Дмитрий Науменко Консультации и сопровождение
Telegram-канал Дмитрия Науменко Подписывайтесь в Telegram
Дмитрий Науменко в ВК Я во ВКонтакте
Дмитрий Науменко на Youtube Подписывайтесь на Youtube